* На правах рекламы
Ресторанный бизнес – один из наиболее сложных и трудоемких в любой стране мира. Его создание и развитие требует от собственника не только серьезных денежных вложений, часто необходимости преодолевать длительные процедуры создания и регистрации, но и стремления постоянно учиться чему-то новому, пристально отслеживать ситуацию на рынке. Успех в ресторанном бизнесе зависит от множества факторов. Это и удачная концепция заведения, и способствующее высокой посещаемости расположение кафе или бистро, и, конечно же, хорошая качественная кухня, которая в сочетании с уникальным интерьером способна стать настоящим магнитом для посетителей. Но если интерьерные решения зависят от концепции, вкуса владельца и нанятых им дизайнеров, то кухня во многом определяется хорошими поварами и поставщиками. И поваров, и поставщиков, как часто можно услышать от владельцев кафе, найти бывает непросто. Особенно, поставщиков…
Как рассказывает собственница мини-кафе «Кавярня» Юлия Терентева, поиск поставщиков ее заведением все еще продолжается. По признанию бизнес-вумен, самая затратная и одновременно самая сложная часть ее проекта – это закупка продовольствия. Продукцию для мини-кафе, которое уютно расположилось на берегу озера Древяты (входит в систему Браславских озер), приходится закупать у разных поставщиков и не всегда эти поставщики оказываются добросовестными и ответственными.
— Есть, например, одна известная белорусская фирма, с которой сотрудничают многие отечественные кафе, рестораны, точки торговли, — делится впечатлениями от работы с некоторыми отечественными поставщиками Юлия Терентева, — но до них, чтобы выйти на нашего Витебского регионального менеджера, нужно иногда 2-3 дня дозваниваться. Есть у белорусских поставщиков проблема и с такой услугой как запросы прайс-листов на сайтах компаний. Например, когда я искала поставщиков одноразовой посуды, почти 70% менеджеров вообще не отвечали на электронные письма. Ты им можешь послать запрос, затем позвонить и про тебя все равно забудут! Некоторых мерчендайзеров, например, можно найти только через головной офис, да и то потратив несколько дней на вызванивание. И таких компаний-поставщиков даже за короткое время (мини-кафе работает с августа 2017 года) набралось уже с десяток. За поиск наиболее выгодного предложения мы, закупщики, платим своим временем и энергозатратами, не всегда оправданными.
Например, на сегодня мини-кафе «Кавярня» предпочла бы напрямую закупать многие продукты, чтобы их привозили в кафе четко и по удобному для данного заведения графику.
— Еще одна распространенная проблема, с которой сталкивается мелкий ресторанный бизнес, — рассказывает Юлия Терентева, — нам очень тяжело набрать продукции на необходимую сумму. Например, один из сервисов, чтобы взять у них товар, предлагает купить продукции на 270 рублей. При этом половина из заявленных позиций нам не нужна.
Еще в «Кавярни» с удивлением для себя открыли — не все поставщики… заинтересованы в сотрудничестве.
Но такое, конечно, случается чаще всего с фирмами-однодневками, а постоянные поставщики все же стремятся работать эффективно и качественно. Стоит ли удивляться, что для собственницы мини-кафе стало нормой обязательно наводить справки о поставщике, с которым «Кавярня» подумывает работать. Поэтому, по мнению Юлии Терентевой, в Беларуси имело бы большие перспективы приложение, способное стать посредником между поставщиками и закупщиками. Инструмент, который мог бы упростить процесс поставок-закупок, предложить сотрудничество с лучшими поставщиками и, в конечном счете, сэкономить время ресторатора и шеф-повара. И хорошо, что такое приложение появилось! Esupl хоть и молодой стартап, но многие рестораторы уже смогли оценить его пользу для их непростого бизнеса.
Чуть лучше складываются взаимоотношения с поставщиками у другой собственницы — владелицы Brioche Bistro Галины Корсак. Заведение открылось месяц назад в Минске. Но это во многом потому, что бистро — не первый бизнес владелицы, в рамках которого ей приходилось взаимодействовать с поставщиками. За четыре года работы ее предприятиям удалось выстроить хорошие отношения с поставщиками фруктов, овощей, молочной продукции. Но и в этом случае тех, кто устраивал бы, найти смогли не сразу — поставщиков не раз меняли, пока не отыскали «тех самых». С поставщиками у бизнес-вумен отношения складывались по-разному. Например, очень сложно пришлось с поставщиками мясной продукции.
— Ведь что важно в поставщике? Он должен обладать двумя основными преимуществами.
Во-первых, поставлять стабильно качественную продукцию. А часто случается, что сначала закупщику привозят качественную продукцию (обычно первый месяц), а затем начинаются неприятные варианты – то приходит продукция несвежая, то с пограничным сроком годности, который заканчивается буквально через несколько дней.
Во-вторых, оптимальной для закупщика ценой продукции. Рынок остается рынком, на нем постоянно появляются новые игроки и кто-то из них демпингует, а кто-то, наоборот, поднимает цены. При этом собственник кафе, бистро или ресторана должен найти баланс качества и цены, иначе он прогорит и бизнес придется закрыть, – рассказывает Галина Корсак.
Всего компании успешной предпринимательницы ежемесячно взаимодействуют почти с 70 поставщиками. Большинство из них ведет себя добросовестно и дорожит возможностью работать с «Бриош», но иногда попадаются и те, кто относится к поставкам халатно. Если выясняется, что виной сбоев в поставках не форс-мажор, а банальная небрежность или забывчивость поставщика, его «Бриош» меняет. Разработчики платформы Esupl считают, что помочь в этом сможет их платформа Esupl.
— Мы рады, что оказались в одинаковой степени полезны как поставщикам, так и рестораторам, — говорит генеральный директор ООО «ИсаплТехнолоджис» Роман Веревкин, — мы действительно при разработке платформы сделали все для того, чтобы процесс закупок-поставок стал проще, эффективнее и экономил время собственников бизнесов и менеджеров, как со стороны поставщика, так и со стороны закупщика. Созданная нами система содержит автоматизированные заявки, онлайн-каталоги, marketplace (рынок), тендерные площадки. У нашего сервиса — множество преимуществ.
Esupl — облачная технология, поэтому приложение доступно на любом устройстве – где бы не находился его пользователь. Поставщики или закупщики могут работать с ним не только в офисе, но и за городом или в машине. Руководителям компаний Esupl позволяет в онлайн-режиме отслеживать, что делают их менеджеры и как работает предприятие в сфере закупок.
Esupl — это полноценная многофункциональная CRM-система, которая помогает как продавать, так и оптимизировать закупки. Здесь отображается вся текущая информация по ценам. Мы оптимизируем, автоматизируем весь процесс, связанный с обработкой и формированием заявок по поставкам и закупкам. А это значит, что ни закупщикам, ни поставщикам не нужно больше тратить дополнительное время на то, чтобы рассылать прайс-листы, которые необходимо постоянно обновлять и держать в актуальном состоянии, созваниваться или списываться в различных мессенджерах с клиентами или исполнителями, или что еще хуже – искать потерявшуюся заявку.
Прежде, чем перейти к созданию сервиса, по словам Романа Веревкина, его командой была проведена огромная предварительная работа. Ее цель была составить точное представление о том, что требуется закупщикам и поставщикам, а что для них может оказаться лишним. В итоге, из данной CRM-системы было убрано все лишнее и оставлены лишь те возможности, которые направлены на решение задач, стоящих перед поставщиками и закупщиками, и на экономию рабочего времени.
— Например, закупщику, который не пользуется нашей системой, необходимо сформировать сообщение в Viber. И это — в лучшем случае. В худшем — отправить по e-mail. Или вообще позвонить по телефону и сделать заказ. При этом и у поставщика, и у ресторатора отсутствует автоматизация процессов и они не видят ситуацию на рынке в целом. Воспользовавшись же нашим приложением, поставщики и закупщики могут избавить себя от многих проблем, — рассказывает о своем стартапе Роман Веревкин, — мы оптимизируем, автоматизируем весь процесс, связанный с обработкой и формированием заявок по поставкам и закупкам, наше приложение позволяет оценить ситуацию на рынке в целом.
Например, сформировать заявку пользователь может всего в два клика: сначала создает корзину, затем добавляет в нее всю продукцию, которая требуется. Пользователь всегда видит список продукции, которую заказывает. Одновременно с формированием заявки создается сообщение для уведомлений — они приходят сразу же на телефон заказчика (поставщика) в виде SMS-сообщения и в виде письма-уведомления на e-mail. Таким образом, наша программа заменяет целый час работы по составлению заявки, позволяет отследить, что и как происходит с заявкой в онлайн-режиме.
Еще одно важное преимущество приложения, по словам Романа Веревкина, в том, что всегда виден статус заявки, оставленной закупщиком, т.е. он в любой момент сможет увидеть, что делает поставщик, на какой стадии исполнения находится его заказ. Параллельно с оформлением заявки клиент имеет возможность общаться с партнерами — для этих целей есть встроенный чат. Если поставщик или закупщик захотят что-либо поменять, им не придется вести друг с другом длительную переписку – необходимые изменения они смогут внести в онлайн-режиме. В этом случае автоматическое уведомление об изменениях тоже приходит обоим участникам процесса – и поставщику, и закупщику.
Esupl предоставляет аналитику — ресторатор, например, будет видеть у кого, сколько, когда и какую продукцию он закупал. Приложение Esupl также способно заменить ежедневник для представителя хореки. Если пользователь заинтересован в поиске новых предложений, например, как поставщик хочет представить свою продукцию целиком рынку, а не только непосредственно уже существующим партнерам, и соответственно, увеличить число новых клиентов, он может воспользоваться marketplace — площадкой, где размещена вся продукция, представленная поставщиками на внутреннем белорусском рынке.
У приложения появятся собственные рейтинговые системы, которые позволят рестораторам выбирать лучших из поставщиков, т.к. закупщики будут сразу видеть, кто из поставщиков собрал наибольшее количество положительных оценок работы. Это позволит не тратить время на предварительный сбор информации о будущем партнере-поставщике и сведет к минимуму вероятность столкнуться с недобросовестными компаниями, поставляющими продукцию.
Esupl предоставляет дополнительные возможности и для поставщиков. Например, они могут разместить срочное предложение — если у них имеются спецпредложения, акционные позиции или позиции, по которым есть любое другое выгодное предложение для клиента. Поставщики также могут сформировать спецпредложение, которое сразу же автоматически станет видно всем закупщикам. Поэтому шансы реализовать или приобрести продукт быстро площадка предоставляет и тем, и другим, увеличивая этот шанс многократно.
И это — далеко не все возможности нового стартапа. К тому же, Esupl — не закостеневший сервис, он продолжает развиваться, а его создатели работают над внедрением новых возможностей.
— Что планируем сделать еще? — Рассказывает Роман Веревкин. — Прежде всего, мы собираемся дальше развивать возможности «умной системы». Для этих целей в приложение будет интегрирована, например, функция контроля складских запасов. Наша система станет автоматически уведомлять собственника о ситуации на складе с запасами продукции и в случае необходимости — пополнять их. Менеджеру или собственнику останется лишь подтвердить заявку, автоматически сформированную системой на заканчивающуюся продукцию. Сейчас Esupl существует в Web-версии. Для того, чтобы добиться большей эффективности планируем создать мобильное приложение. И, конечно же, существуют планы по выходу на зарубежные рынки. Прежде всего, на рынки стран-соседей, а затем и Ближней Европы. Приложение будет интернациональным, но локализированным — пользователи смогут переключать языковую настройку в зависимости от страны нахождения или проживания.
Таков этот смелый, яркий и амбициозный стартап. Его создатели, используя современные технологии, стремятся быть полезными в конкретном сегменте, который, к слову, тоже сейчас стремительно развивается. Они не живут по-старому и даже не хотят мыслить категориями прошлого, так как понимают, что будущее отраслей, в данном случае торговой, за IT-технологиями и новыми возможностями.
А вы – все еще работаете по старинке?.. Если да, то вы уверены, что у вашего бизнеса действительно есть будущее?..
Елена Ковалева