Вы не замечали, что послевкусие, которое часто остается после ресторана – это послевкусие от чашки чая с десертом, которую заказывают посетители после сытного ужина. И эта чашка часто бывает ложкой дегтя. Маленькой, но верной. Вот как этого избежать и превратить послевкусие в длинное и запоминающееся приятное, рассуждает Денис Шумаков, чайный эксперт из России, представитель компании “Чайный экспресс”, человек, обучивший чайной грамоте не один десяток ресторанов.
Итак, то, о чем не думают рестораны, а думать надо.
1. Чай это не дешево и сердито, а может быть дорого и радостно
Хороший чай приносит прибыль. Особенно, если его красиво подать – в сифоне или в типоте, например. Расход будет примерно тот же, а эффект будет впечатляющий для посетителя. Относительная наценка на чай может быть очень высокой, при этом абсолютная стоимость чаепития останется небольшой, и оно будет привлекательным для гостей. А если еще подумать про сопровождение такой необычной подачи сладостями, то это сделает ее еще более ценной во всех отношениях.
2. Чай это поле для вкусных экспериментов
Хороший ресторатор любит экспериментировать с умом, и поэтому чай вполне может оказаться в фокусе его внимания. Успешное исполнение авторского каприза может привести к тому, что особенный чай или необычные чаепития станут фирменной фишкой ресторана.
3. Чай как элемент имиджа
Подача чая может рассматриваться ресторатором как один из способов привлечения внимания к заведению и один из элементов его статуса. Приятное удивление гостей, их привычка к тому, что в ресторане подается особенный чай, специальные чайные визиты в заведение и распространение позитивной чайной информации – это отличный и стабильный рекламный фон. Чайные дегустации, чайные банкеты и чайные столы на других мероприятиях, чайный кейтеринг, стилизованные и театрализованные чаепития – эти и другие события могут регулярно проводиться на базе «чайно-имиджевого» ресторана. Они будут пользоваться гарантированным социальным одобрением, привлекут самые разные группы клиентов (ценовой и стилистический диапазон чайных мероприятий чрезвычайно широк) и обеспечат постоянное наличие позитивных информационных поводов, связанных с заведением.
4. Чайная специализация
Существует небольшое количество заведений, которые изначально задумываются и создаются как чайные или подразумевают особое внимание к чаю. Отличным примером таких заведений являются английские чайные. В отечественной практике к заведениям с особым вниманием к чаю в первую очередь нужно отнести вегетарианские кафе и рестораны. Также заведения гибридного (с точки зрения напитков) формата: в хорошей кофейне или винном баре почти всегда подается и чай. Довольно часто качество этого чая является предметом если не особого, то осознанного внимания.
Отдельно стоят проекты, выросшие из фантазийно-китайского формата, созданного в Москве в середине 1990-х годов. По форме такие проекты (чаще всего определяющие себя с использование терминов «чайный клуб» или «чайная культура») являются, безусловно, специализированными чайными. Но по содержанию они являются авторскими проектами. Чайная специализация не распространяется автоматически на рестораны восточной кухни. Там подача чая может быть организована в восточном колорите, но не обязательно.
5. Чай как то, что формирует хорошее настроение посетителя
Те, кто начинает разбираться в чае, начинают разделять его на тот, что бодрит, создает настроение, расслабленность или даже просто-напросто пробуждает аппетит.
В небольшом отеле на горнолыжном курорте можно собрать и предлагать гостям набор чаев для оперативной корректировки настроения и самочувствия. Согревающий чай, энергетический, бодрящий, успокаивающий, классический чай для вечерних чаепитий — и так далее. Такая чайная «аптечка» будет не только вкусной и функциональной, но и отлично впишется в стиль и атмосферу отеля. В крупном спортивно-оздоровительном комплексе можно обустроить несколько чайных баров, каждый из которых будет соответствовать определенным видам активности. Прохладные чайные напитки в тренажерном зале, светлые, травяные и цветочные чаи в SPA-центре, чайная классика и релаксационные чаи в парадном кафе – красивых вариантов может быть очень много.
6. Чайная подача – красиво и эстетично
Тут большое поле для фантазии – от составления уникальной чайной карты до изысканной посуды или подачи. Можно пригласить специально подготовленного сомелье с чайным уклоном, разработать и вести уникальные чайно-гастрономические композиции и постоянно проводить разнообразные чайные события….
Денис Шумаков подчеркивает, что стремление к тотальной безупречности – это стремление к невозможному. А вот качественная отработка любого из аспектов подачи чая в ресторане – задача посильная.
Более подробно разобраться с аспектами подачи чая в заведениях общественного питания, узнать новые способы приготовления чая и его подачи, получить базовую информацию об этом напитке и культуре чаепития можно будет на Чайном фестивале “9525”. Он состоится в Минске 9-10 июня в парке развлечений “Дримлэнд”. В рамках феста пройдет IV Национальный чайный чемпионат, где любители и профессионалы проявят свое мастерство в приготовлении чая. Главный судья соревнования –Денис Шумаков. Он также проведет мастер-класс по теме подачи чая в кафе и ресторанах.
Мероприятие запланировано на 10 июня 16.30.
Подробная программа на сайте http://teafest.by.
Организатор Чайного фестиваля “9525” – Чайная студия Алены Величко.
Генеральный партнер – бренд цейлонского чая BASILUR. Также фестиваль поддерживают магазин чая “Чайная почта” и научно-производственная компания Биотест.