Порядок обращения с отходами

    Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в процессе осуществления экономической деятельности которых образуются отходы производства обязаны:

    1. Обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

    2. Разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение.

    Инструкция может отсутствовать в организации только в том случае, если будет доказано, что в этой организации не образуются отходы или в проверяемый период отходов не было.

    Организация может утвердить инструкцию самостоятельно или получить утвержденный документ от другого субъекта, например, при арендных отношениях.

    Инструкция может разрабатываться для юридического лица в целом и отдельно для его обособленных подразделений (при их наличии).

    Инструкция по обращению с отходами регламентирует следующие вопросы:

    – устанавливает фактические требования к обращению с отходами производства, т.е. требования к сбору, временному хранению, передаче на использование, обезвреживание, захоронение всех отходов, образующихся в организации;

    – разрешает временное хранение отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки. Если в организации образующиеся отходы накапливаются для передачи их третьим лицам (на захоронение, обезвреживание, использование), то специальный документ (разрешение на хранение и захоронение отходов производства), которым санкционируется хранение отходов производства, получать не нужно, организации достаточно иметь только инструкцию;

    – определяет фактический порядок учета образующихся (поступающих от третьих лиц) отходов;

    – для каждого отхода устанавливает допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания и (или) на объекты по использованию отходов (так называемая одна транспортная единица). Накопление отходов в количестве до одной транспортной единицы не облагается экологическим налогом за хранение отходов производства.

    Отсутствие инструкции или временное хранение отходов сверх одной транспортной единицы, установленной в инструкции, приведет к возникновению обязанности исчислять и уплачивать экологический налог в отношении отходов, накапливаемых для передачи третьим лицам.

    Номенклатура отходов, их количественные и качественные показатели определяются при инвентаризации отходов, которую необходимо провести до написания инструкции в установленном порядке и оформить специальными документами.

    3. Инвентаризация отходов:

    С целью определения количественных и качественных показателей отходов производства, а также учета отходов и установления нормативов образования не реже 1 раза в год организациями проводится инвентаризация отходов производства.
    Инвентаризация проводится в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года.

    Досрочная инвентаризация проводится в случаях:
    • выявления новых видов отходов производства;
    • изменения технологических процессов получения продукции;
    • изменения перечня выпускаемой продукции;
    • изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
    • реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
    • предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
    • иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства.

    Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ.

    Одним из важных этапов инвентаризации отходов производства является проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений.

    Замеры производятся в течение 7 суток (без перерыва) по каждому сезону независимо от периодичности вывоза отходов, а по объектам, постоянно функционирующим менее 7 суток в неделю, – на протяжении установленного для них времени работы в неделю.

    Организации, осуществляющие обращение только с коммунальными отходами производства и у которых отходы первого класса опасности представлены только ртутными и люминесцентными отработанными лампами, проводят инвентаризацию в течение 30 дней.

    Для проведения замеров рекомендуется использовать стандартные контейнеры объемом 0,75 куб.м.
    По результатам инвентаризации отходов оформляется Акт инвентаризации отходов производства.

    4. Согласование инструкции по обращению с отходами производства:

    Для согласования инструкций организации подают в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту осуществления деятельности в течение 60 дней со дня своей государственной регистрации следующие документы:
    – заявление,
    – текст инструкции по обращению с отходами производства.

    Согласование инструкции или принятие решения об отказе в согласовании осуществляется органом согласования в 30-дневный срок.
    Срок действия согласования инструкции составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования.

    5. Обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов.

    6. Ведение текущего и бухгалтерского учета отходов.
    Образование отходов отражается в книге первичного учета отходов (ПОД-9 “Книга учета отходов”) и в общей книге учета отходов (ПОД-10 “Книга общего учета отходов”).

    Организация учета отходов осуществляется исходя из фактического объема отходов, определяемого путем взвешивания, замера, расчетными методами по мере заполнения тары для сбора отходов производства либо иными способами, установленными в инструкции по обращению с отходами.

    Как правило, в процессе деятельности объектов общественного питания образуются только коммунальные отходы, а именно остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы.

    Местные исполнительные и распорядительные органы утверждают дифференцированные нормативы образования коммунальных отходов для населенного места с учетом рекомендуемых нормативов и объема накопления коммунальных отходов за прошедший год или (и) нормативов, определенных (уточненных) на основании натурных замеров. Дифференцированные нормативы образования коммунальных отходов для предприятий общественного питания устанавливаются на расчетную единицу, под которой для предприятий общественного питания понимается одно блюдо.

    Установлены следующие рекомендуемые дифференцированные нормативы образования коммунальных отходов на 1 блюдо:

     Объект образования  (происхождения)   отходов       Фонд времени образования отходов, сут.  Дифференцированный   норматив образования   отходов          Средняя   плотность  отходов,   кг/куб.м
        среднесуточный    
         кг         л    
    Рестораны, кафе      365     0,09    0,3      300
    Столовые, другие предприятия

    общественного питания

         305     0,06    0,2      300

     

    Порядок сбора и хранения отходов:

    Отходы распределяются по категориям в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и, исходя из предполагаемого способа утилизации, изолируются и собираются в соответствующие специальные контейнеры.

    • Предприятия должны иметь в достаточном количестве контейнеры для хранения отходов и несъедобных или опасных веществ. Такие контейнеры должны быть маркированы с указанием их предназначения, выполнены из стойкого материала, поддающегося очистке и санитарной обработке, и размещаться в определенных для этой цели местах, оставаться закрытыми, когда их не используют, запираться на замок там, где отходы могут представлять опасность для загрязнения продукции.
    • Для сбора твердых бытовых (коммунальных) отходов следует применять металлические, пластиковые контейнеры. Допускается применять деревянные мусоросборники, колесные прицепы с высокими бортами. В данном случае мусор должен быть собран в мешки, исключающие его рассыпание по территории и проникновение насекомых.
    • Хранение отходов в холодное время года (при температуре – 5 °С и ниже) должно быть не более трех суток, в теплое время (при температуре +5 °С и выше) – не более одних суток.
    • Не допускается накопления отходов на участках погрузки разгрузки или хранения продуктов питания.
    • В соответствующих случаях отходы производства хранят в закрытой, не проницаемой для вредителей таре. Пищевые отходы собирают в специальные промаркированные емкости с полимерными мешками-вкладышами, которые до удаления из организации помещаются в специально выделенные для этого охлаждаемые камеры или помещения, а после освобождения подвергаются санитарной обработке.
    • Хранение невозвратных отходов пищевого производства, подвергающихся порче, до их утилизации производится в охлаждаемых камерах с температурой минус 10 °С и ниже.
    • Подвергающиеся порче объемные отходы, хранение которых в охлаждаемых камерах невозможно, необходимо вывозить с территории предприятия в течение 12 часов после их образования.
    • Маркированные материалы, продукцию или упаковку с текстом, направляемые в отходы, нужно перерабатывать так, чтобы торговые марки нельзя было использовать вновь.
    • Отходы, образованные в ходе лабораторных испытаний, нельзя перерабатывать на пищевые цели.

    Удаление и уничтожение отходов производится только утвержденными (имеющими разрешения) специализированными организациями. Производители и специализированные организации должны хранить документацию об уничтожении отходов.
    Температура отходов при транспортировке должна обеспечивать их безопасность для здоровья людей и окружающей среды.

    Контроль за соблюдением установленного порядка обращения с отходами осуществляют органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в отношении ряда вопросов – органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.